Расхождения между подростками и родителями в сообщениях о функциональных соматических симптомах: половые различия и будущая распространенность симптомов.
Функциональные соматические симптомы, то есть физические жалобы, которые не могут быть в достаточной степени объяснены объективируемыми биомедицинскими отклонениями, становятся все более распространенными у девочек, чем у мальчиков, в подростковом возрасте. И родители, и подростки сообщают о большем количестве функциональных соматических симптомов у девочек, но их сообщения совпадают лишь в ограниченной степени. Остается неизвестным, способствуют ли разногласия между родителями и подростками более высокой распространенности симптомов у девочек. В этом исследовании изучался диссонанс родителей и подростков в сообщаемых функциональных соматических симптомах на протяжении подросткового возраста, изучалась лонгитюдная связь диссонанса родителей и подростков с распространенностью симптомов в раннем взрослом возрасте и основное внимание уделялось половым различиям в этих процессах. В исследовании приняли участие 2229 подростков (50,7% женщин) из четырех обследованных групп (возраст от 11 до 22 лет) популяции TRAILS. Родители и подростки сообщили о значительно большем количестве симптомов у девочек, чем у мальчиков в подростковом возрасте. Дисперсионный анализ показал, что на протяжении подросткового возраста родители сообщали о меньшем количестве симптомов, чем девочки сообщали сами, и о большем, чем мальчики сообщали сами. Регрессионный анализ с использованием стандартизированных разностных показателей показал, что более низкие родительские отчеты, чем самоотчеты, были положительно связаны с распространенностью симптомов в раннем взрослом возрасте. Полиномиальный регрессионный анализ не выявил существенной взаимосвязи между симптомами, о которых сообщили родители, и симптомами, о которых сообщили сами подростки. Ассоциации не различались между мальчиками и девочками. Полученные данные показывают, что более низкие показатели, о которых сообщают родители, чем о симптомах, о которых сообщают сами, предсказывают будущую распространенность симптомов у обоих полов, но это несоответствие чаще наблюдалось у девочек. Более высокая распространенность функциональных соматических симптомов у девочек может быть частично объяснена недооценкой симптомов родителями.
В подростковом возрасте наблюдается растущая разница между сообщениями мальчиков и девочек о функциональных соматических симптомах (т.е. физических жалобах, которые не могут быть в достаточной степени объяснены обнаруживаемой биомедицинской аномалией), причем девочки сообщают о большем количестве симптомов, чем мальчики (Janssen et al., 2011). Гендерное воспитание в отношении симптомов в подростковом возрасте может быть фактором, способствующим этому различию полов. Получение более глубокого представления о несоответствии в сообщениях родителей и в самооценках функциональных соматических симптомов у мальчиков-подростков и девочек-девочек-подростков имеет решающее значение для понимания более высокой распространенности симптомов у девочек и ориентации родителей на вмешательство. Однако большинство исследований включают только отчет родителей или самоотчет о себе, а не их комбинацию, и в них отсутствуют последующие наблюдения во взрослом возрасте. Таким образом, текущее четырехволновое лонгитюдное исследование было направлено на изучение разногласий между родителями и подростками в сообщениях о функциональных соматических симптомах у мальчиков и девочек в подростковом возрасте и их связи с распространенностью симптомов в раннем взрослом возрасте.
Функциональные соматические симптомы определяются как физические симптомы, например головная боль, боль в спине или усталость, которые не могут быть полностью отнесены к обнаруживаемой биомедицинской аномалии после адекватного диагностического исследования и сбора анамнеза (Beck, 2008). Испытывать функциональные соматические симптомы время от времени — это нормально, и эти жалобы обычно спонтанно исчезают. Однако 4% подростков испытывают стойкие функциональные соматические симптомы (Janssen et al., 2014). Стойкие симптомы в подростковом возрасте связаны с физическими нарушениями, ухудшением школьного функционирования и социальной изоляцией (Youssef et al., 2006). Девочки, как правило, постоянно сообщают о большем количестве функциональных соматических симптомов, чем мальчики (Romero-Acosta et al., 2013; van Geelen et al., 2015). Половые различия в распространенности симптомов уже присутствуют в детском возрасте и имеют тенденцию к увеличению в подростковом возрасте (LeResche et al., 2005). Это может быть связано с биологическими различиями, поскольку в подростковый период происходит много физических изменений, которые, возможно, влияют на склонность к соматическим симптомам (Vogt Yuan, 2007).
Помимо различий в биологической уязвимости к соматическим симптомам, половые различия в распространенности симптомов могут быть связаны с психосоциальными различиями. Психосоциальные различия между мальчиками и девочками можно описать в терминах пола. Гендер — это обобщающий термин, подразумевающий воплощение различных идентичностей, ролей, моделей поведения и взаимоотношений мужчин и женщин, предписанных социальными нормами в данное время и обществе, тогда как пол относится к биологическим характеристикам, включая гормоны и анатомию мужского и женского тел (Smith & Koehoorn, 2016). Исследования показали, что у взрослых гендер ассоциируется с соматическими симптомами независимо от пола, что, возможно, связано с приверженностью нормативным гендерным ролям (Ballering et al., 2020). Традиционные мужские гендерные роли включают стоицизм, высокую терпимость к боли и нежелание проявлять слабость, в то время как женские гендерные роли допускают уязвимость и выражение боли (Pool et al., 2007). В подростковом возрасте большинство мальчиков и девочек ведут себя все в большей степени в соответствии со своими социально предписанными гендерными ролями (Чаплин и Алдао, 2013). Кроме того, подростки, как правило, становятся более независимыми от своих родителей или лиц, осуществляющих уход (далее именуемых родителями), и проводят больше времени преимущественно со сверстниками одного пола, что поощряет соблюдение гендерных ролей (Lam et al., 2014; Witt, 2006). Качественное исследование показало, что подростки осведомлены об ожиданиях гендерной роли в отношении соматических симптомов и что они чувствуют давление, вынуждающее их придерживаться их, особенно когда находятся среди сверстников (MacLean et al., 2010). Таким образом, эти процессы гендерной социализации в подростковом возрасте могут быть связаны с появлением симптомов у мальчиков и девочек.
Гендерные ролевые модели в отношении симптомов могут передаваться от родителей к их детям в процессе семейного воспитания. Социальное обучение поведению при болезни начинается в детстве. Начиная с раннего возраста, дети учатся интерпретировать физические ощущения, придавать им значение и реагировать на них, наблюдая за своими воспитателями и общаясь с ними (Levy et al., 2000). Таким образом, то, как родители справляются с симптомами своего ребенка, может повлиять на интерпретацию, общение и лечение будущих симптомов ребенком. В соответствии с ожиданиями гендерной роли, родители поощряют большую независимость и контроль эмоций (“быть жесткими”) у сыновей в отношении симптомов, в то время как они ведут себя более покровительственно по отношению к дочерям и поощряют дочерей делиться своими чувствами и опытом проявления симптомов (Clementi et al., 2019; Walker & Zeman, 1992). Любой реакции на какой-либо симптом предшествует оценка этого симптома. То, как родители оценивают симптомы своего ребенка, различается у мальчиков и девочек, причем метааналитические данные показывают, что родители сообщают о более функциональных соматических симптомах у девочек, чем у мальчиков, что, возможно, отражает родительские представления о гендерных ролях (Duhig et al., 2000).
Однако предыдущий метаанализ и последующие исследования не включали функциональные соматические симптомы, о которых подростки сообщали сами (Duhig et al., 2000; Janssen et al., 2014). Тем не менее, предыдущие исследования показали, что отчеты родителей и самоотчеты детей о соматических симптомах соответствуют лишь в ограниченной степени (Де Лос Рейес и др., 2015; Харт и др., 2013). Кроме того, было показано, что дисгармония между родителями и детьми в психопатологии предсказывает несколько клинических особенностей, таких как эмоциональные и поведенческие проблемы и социальная компетентность (Guion et al., 2009; Van De Looij-Jansen et al., 2011). Сочетание взглядов как родителей, так и детей клинически значимо и полезно для обоснования стратегий профилактики, диагностики и лечения функциональных соматических симптомов (Kraemer et al., 2003). Предыдущие исследования выявили высокие функциональные соматические симптомы, о которых сообщали родители, как фактор риска сохранения симптомов, но не учитывали половые различия и включали наблюдение до середины подросткового возраста, а не до зрелого возраста (Janssen et al., 2014). Дисгармония между родителями и детьми в функциональных соматических симптомах может отражать гендерное воспитание. На это указывает вывод о том, что родители по-разному ведут себя по отношению к сыновьям и дочерям, когда те испытывают соматические симптомы, и, таким образом, могут по-разному воспринимать симптомы (Clementi et al., 2019). Также было высказано предположение, что родители с большей вероятностью сообщают о симптомах у своих детей, которые соответствуют гендерным ожиданиям (Schroeder et al., 2010). Таким образом, разногласия между родителями и подростками в сообщениях о симптомах могут быть информативными при изучении половых различий в функциональных соматических симптомах. Было бы очень ценно получить более полное представление о течении (несоответствии между) функциональными соматическими симптомами, о которых сообщают родители и они сами, в подростковом возрасте, их связи с распространенностью симптомов во взрослом возрасте и половых различиях в этом отношении.
Источник: ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC10371884/